«ЖИЗНЬ МОЯ, КИНЕМАТОГРАФ, ЧЁРНО-БЕЛОЕ КИНО!»

07 Авг 2017, 16:12 «ЖИЗНЬ МОЯ, КИНЕМАТОГРАФ, ЧЁРНО-БЕЛОЕ КИНО!»

Так ли важно обращение к истокам кинематографа через ретроспективу короткометражных лент братьев Люмьер? Безусловно, ведь весь кинематографический мир сквозь полнометражную ленту переносится к кино, как первородному виду визуального Искусства!

Спустя 120 лет, первые в мире 108 смонтированных короткометражных фильмов Огюста и Луи Люмьеров, некоторые из которых – очевидные «загадки истории» даже для профессионалов, со средним хронометражем около 50 секунд триумфально возвращаются на мировые экраны, сподвигая к тщательному анализу и критическому осмыслению всех современников большого кино.

Безусловно, Тьерри Фремо проделал масштабную работу, значимость и высокий уровень которой невольно восхищает не меньше, чем сама цельная лента: для повышения добротности под большие экраны все фильмы были отреставрированы, каждая микрокартина сопровождается подробным комментарием, от которого крайне сложно оторваться. Это особенно важно при просмотре рассматриваемого мирового наследия: каждое закадровое сопровождение акцентирует внимание зрителя на мельчайших деталях, в связи с этим общая лента сложно смотрится с субтитрами – возникает острая необходимость переоценить работу с профессиональным дублированным переводом, надеясь на его качество и точность.

Воспринимать 108 Люмьеровских лент из снятых полутора тысяч, как альманах технических опытов неразумно с точки зрения истории развития мирового кино: перед нами очевидные пробы и художественные зарисовки в самых разнообразных формах, что вновь неизбежно отсылает нас к первоначальному рождению видов жанров. И тут Тьерри Фремо, находясь на посту Директора Каннского фестиваля и Института Люмьеров, сам раскрывается для нас Художником, способным принудить Зрителя к всестороннему взгляду и переоценке уровня современного мирового кино от рождения до буквального заката. Фремо раскрывает нам братьев Люмьеров, как первых документалистов и выдающихся продюсеров, запечатлевших свою эпоху. Сквозь призму пяти тысяч четырёхсот секунд чистой хроники Зритель переоценивает качество первоначального подхода к отражению событий в вечности: хорошо забытый девиз «Всё простое –гениально!» вновь играет во всю свою силу! Такому уровню своего восторга мы все обязаны операторам, работавшим с Отцами кинематографии по всему миру: зажатые в рамки пятидесяти секунд неизбежности, мастера «синематографа» с каждым новым опытом повышали свою планку в режиссёрской, операторской и художественно-постановочной работах. Ставшие первопроходцами в новом виде Искусства, кинооператоры раз за разом перевоплощались в тончайших хирургов зрительского сознания, открывая миру новые горизонты и широкой массе новые возможности впечатлений.

И так ли важно после всего сказанного отмечать, что более века спустя охватываемых событий нам достались лишь 108 лент из 1500 снятых? Ведь еще совсем недавно мы были глубоко убеждены в наличии только 104! И это ли не чудо? Возможно, Люмьеры благодаря Фремо заново дарят нам веру в удивительное! И не только в возможности создать раз и на всегда высочайшую планку всем современным мастерам кино, что само по себе утопично но, всё же, возможно, если профессия «режиссёр» вновь воспрянет из стадии девальвации на уровень Художника; но и в возможности в волю посмеяться на простейшими и незамысловатыми сюжетами солдат, запрыгивающих на «самую спокойную лошадь в истории кино» или странным образом проводящих военные учения, что на фоне балерины с уморительным танцем еще и заставляет пересмотреть личные взгляды на общепринятое освещение событий истории.

Полуторачасовая просветительская лекция привела к убедительным и навязчивым выводам! Во первых: 120 лет назад Люмьеры уже всё придумали и сняли – изобретать велосипеды с квадратными колёсами явно нецелесообразно! Во вторых: простота в композиции и глубине кадра, в мизансцене и внутрикадровым движении всегда первична и позволяет учиться смотреть кино, что крайне значимо, поскольку повышает уровень культурности Зрителя! В третьих: утверждение о необходимости просмотра всех и каждому исследуемой ленты становится постулатом и жестким указанием к действию, дабы вспомнить нам, что «…Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса заставляет меня плакать и смеяться два часа, быть участником событий, пить, любить, идти на дно... Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!»

Комментарии (0)