"ЛЕТО" КИРИЛЛА СЕРЕБРЕННИКОВА - ЛУЧШАЯ КАРТИНА УХОДЯЩЕГО КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ГОДА!

26 Окт 2018, 17:08
Международный «Фестиваль Свидание с Россией»

Ещё на экранах страны не прогремел Иван Твердовский-младший («Подбросы») и не заявился с «Заводом» Юрий Быков, а уже можно, подводя итоги уходящего кинематографического года, смело оставляя последнее слово за «Летом» Кирилла Серебренникова.

Тонкость и хрупкость картины «Лето» как авторского высказывания лишь подтверждает значимость старого девиза о кино как важнейшем из искусств. Идеально смонтированная картина, как зеркало, разворачивает массового зрителя к собственной психологии и социальной пропасти между «своими» и «чужими», предлагая сделать самый изысканный выбор: «Мы между...».

Без лишних слов, патетики и акцента на актуальности переданной обстановки, вспоминаем 10 достоинств картины:

1) Хрупкая невинность и целомудренность - единственный поцелуй на экране более чем корректен, а обнажённые тела смотрятся органично и уместно.

2) Картина — игровая, в неё очевидно вложено острое желание режиссёра отстраниться от реальных событий, подчёркнутое специальным персонажем и посланием в титрах. Нет даже самого режиссёра - только атмосфера приближающихся неизбежных изменений. И на этом остром лезвии ножа Кирилл Серебренников показал себя высочайшим и деликатным художником.

3) Фантастическая работа по кастингу на главные роли: насколько скептическими были предварительные оценки о Роме Звере, Тео Ю и Ирине Старшенбаум в главных ролях - ровно настолько же восторженно мы наслаждаемся их органичностью на экране и полным погружением в суть их героев. Они скромно убедительны и чётко очерчены - влюбившись в них сквозь камеру, мы забыла о реальном существовании этих людей.

4) Картина камерная, картина «не для всех». Локации, музыкальное заполнение кадров, частые крупные и средние планы - все ненавязчиво говорит о построении интимного диалога зрителя с режиссёром о том, что «было». И построен этот диалог с такой максимальной деликатностью, что веришь режиссёрской задумке безусловно. Картина не для тех, кто помнит время «сгущающихся туч», а для тех, кто верил и верит, «что будет лучше», для тех, «кто родился в бессознательном сне поздних 80-х». И тут острая преемственность поколений-эпох и девиз «андеграунд - наше всё» ослепляют особенно ярко: финальная сцена с Цоем на сцене и Майком в зале содрагает до глубины души, поставив точку. Последний реквием по нашей ушедшей «мечте» на светлое будущее - картина отвечает на давний вопрос: «Почему не получилось?».

5) Еще раз из пункта 2 – «нет самого режиссёра»! Все есть, но только не он сам. И в этом серебренниковский гений - картину завершали без режиссёра, но это не помешало ей сотворится по его полноценному замыслу и стать лучшим его произведением! Тонким, глубоким и элегантным произведением давно забытого кинематографического искусства без оценочных суждений.

6) картина корректна в отношении системы: вся гнилость тоталитаризма очевидна, но атмосфера сквозь героев отнюдь не воюет с ней, а живёт в собственном пространстве, предлагая и нам научится быть счастливыми, преодолев диссонанс «Меня не принимает время».

7) Мы часто помним своих героев только в зените их славы и величия, но забываем об их пути к вершине. «Лето» возвращает нас к моменту, когда Виктор Цой только формировался как большой музыкант сквозь процесс внутренней самоидентификации. И тут особая благодарность Кириллу - наше поколение не знает этой части жизни артиста и для нас завеса немного приоткрылась.

8) Майк Науменко и Виктор Цой - две личности, два художника, два пути. Их полярность не вызывает негатива - она объединяет и помогает преодолеть злобу на неизбежность смены поколений. Без первого не было бы и второго - очень хрупкий союз превращается в чужеродного «врага» монолитной системы, способного её победить. Ещё одно скрытое «послание» Режиссёра звучит «завещанием».

9) Не без иронии, но режиссёр намеренно сузил зрительскую аудиторию только до интеллектуального зрителя. И это особенно приятно, поскольку современное коммерческое кино с нашими художественными вкусами не считается вовсе. На фоне этой общей тенденции серебренниковское «Лето» особенно проникает в сознание и особенно его греет. И не только ярко выраженным уважением Кирилла к своему зрителю, но и прекрасной работой оператора Владислава Опельянца.

10) Картина прекрасна во всех смыслах и, безусловно, обязательна к просмотру. Но её последнее и самое главное достоинство (специально оставила на десерт так же, как и себе не десертный просмотр сам фильм) - её хочется смотреть снова и снова. Дома, в ночной тишине квартиры; в гостях с близкими друзьями, в отпуске на морском берегу, в Доме Кино с коллегами... Её хочется пересматривать и, непременно наслаждаясь, заново открывать её, как волшебную книгу - такая бесценная редкость в наши дни!

В итоге «Лето», сметая на своём пути всех, словно слон в посудной лавке, становится лучшей картиной уходящего года, взлетая на давно забытый кинематографический Эверест! Трижды Виват!



Подробнее: pervoe.online


Комментарии (0)