"БЫК" БОРИСА АКОПОВА НА ЭКРАНАХ СТРАНЫ!

30 Авг 2019, 15:09
«Свидание с Россией».


Борис Акопов - экс-танцовщик Большого театра, резко переквалифицировался в Режиссёра! И трансформация эта, благодаря отстраненному анализу пережитого, прошла сверх успешно: дебют получил Гран-при на фестивале в Карловых Варах в программе «К Востоку от Запада», а следом забрал Гран При 30-то «Кинотавра», ворвавшись 22 августа на широкие экраны страны.

Почему картина обязательна к просмотру и что же вызвало восторги Киносообщества? Разбираемся вместе…

Россия, провинция, «лихие 90е», и «диалоги» со зрителями Сергея Бодрова мл. («Сёстры»), Конатемира Балагова в «Тесноте» и Даши Жук с её «Хрусталём». Закат Эпохи несостоявшихся «Надежд» на светлое Будущее, и всего 5 месяцев до знаменитых слов: «Я устал, я ухожу». Молчаливый титр сообщает, что герои и события существовали в действительности, и с первых же кадров в «эту самую» действительность швыряет с выражением «лица» хирурга: «давайте посмотрим наконец со стороны – а что же было?».

Заброшенный завод (привет Юре Быкову!) становится ареной борьбы для безобразной и грубой драки стенка на стенку. При том с первых сцен мы верим режиссёру: настоящие драки именно такими и бывают: с запрещенными приемами, кастетами и бог знает где раздобытым стволом ТТ (Виват Алексею Балабанову – «Тульский Токарь» - олицетворение высшей форму Справедливости). Участники взрослой потасовки, включая друзей Главного героя, все как под копирку своего времени: бритоголовы, в спортивных костюмах с рынков, в потертых куртках из самого дешевого кожзама – Акопов удивительно точно создаёт массу! Одинаковую и по внешней стилистике, и по характерам. Но не обольщайтесь: будучи единой, масса, тем не менее, разделена законами границ «районов» влияния – и попробуйте только их перейти – за «бугор», и тот будет легче!

Теперь Бык, он же Антон Быков в исполнении Юрия Борисова. Он – заключённый, приближенный к авторитету с «генеральскими звёздами», исполняющий поручения, требующие грубой силы - термин из тюремной иерархии.

Сам Антон внешне впечатления «Быка» не производит – щуплый, в чём то хрупкий, бывший спортсмен, военнослужащий и зэковец. За что сидел? А чёрт его знает – Акопов нам этого не расскажет, да нам и не надо – картина не о том, «за что сидел», а о том «с каким понятиями вышел» - Бык остаётся ностальгическим Героем краткосрочной эпохи, в которой Воля, Честь и Справедливость были выше всего остального. Да, эти Понятия прокладывали себе дорогу силой, но ведь и результат мы получали мгновенно. Это Вам не «Жернова Господни мелят медленно, но верно». Вот и Бык получит это результат мгновенно: столкнувшись с авторитетом Моисеем Зритель вместе с героями быстро придёт к роковым событиям финала – развязка фильма будет наростать со скоростью снежного кома, хотя темпо ритм фильма первые 40 минут, хоть и яростный местами, но неспешный в общем повествовании.

А пока Бык старается оградить мать, сестру и брата от реальности страны и бережёт своё «сердце». Замечательная и лаконичная метафора характеризует Героя – кардиомегалия или синдром бычьего сердца означает, что сердце увеличено в размерах.

Другими словами чувства и привязанности у Антона позволяют ему не опускаться до уровня «чудовища» и жить по законам Человечности. Ещё одна дань ностальгическим 90 м и их балладам. Даже не смотря на то, что время Героя протекает между качалкой, угонами тачек, автомастерской с криминальным подпольем, жестокими стычками с «парнями на районе» и прочими неизбежными атрибутами, заставляющими наших родителей лить слезы страха за своих Чад, Бык лица не теряет – внутренняя воля, прекрасно переданная актёрской игрой, рисует перед нами Личность с мощнейшими стержнем внутри.

Среди всех героев картины, вместе со всей страной застывших в безвременье между прошлым и безнадёжным будущим, проживая день за днем без размышлений о «завтра», Бык, тем не менее, вводит Зрителя в состояние оцепенелого принятия реальности и неизбежного монотонного анализа – в лице Антона Быкова на нас смотрит летопись несостоявшейся эпохи, в которую каждый из нас вложил свою лепту.

И не важно, что именно Бык в конце картины пожертвует своей жизнью, положив конец и себе подобным и всей «романтике» 90х. Воспоминания всё равно останутся с нами: наши отцы и матери, желавшие, искренне желавшие, для нас лучшей жизни, на самом деле потеряют контроль не то, что над жизнями своих детей – над своими не будут властвовать. Потеряют контроль над всем: беззаконие, анархия, голод, нищета, бандитизм, и бессмысленная жестокость смертей выльются в Их слёзы и наши наркотические загулы в клубах. А дальше, как говориться, куда кривая Судьбы выведет – то ли до дома доведёт, то ли чужими руками на улице похоронит – наше поколение, как никто другой остро чувствовало: «Вчера» уже нет, а «Завтра» может и не наступить.

Разве что местная красавица Таня ещё задумается о «завтра», сделав визу в Англию. Но она не долго будет колебаться, когда обнаружится, что Антон, к ней «что-то чувствует». Любовь! Великая русская Любовь во всех её проявлениях расставит всё на свои места – чем не пример высшей Человечности. А ведь из всех героев картины из тоскливой российской действительности по настоящему удастся вырваться только Быку – смерть принесёт облегчение и освобождение Герою и Зрителю – как ни крути, а нам захочется логичного финала – с определённого момента мы будем чувствовать, что иначе Антон и не смог бы жить. И ведь не жалко его в конце – ты молча гордишься им! Нетленный «Брат» в исполнении Сергея Бодрова всё таки больше - русская сказка о могучем русском богатыре Алёше Поповиче, который всегда должен со славой о ратных подвигах вернутся на Богом забытую Русь. Антон же побеждает своей смертью саму Действительность, забирая её в могилу с собой.

«Бык» - и герой, и весь фильм, щедро дарит зрителю свою молодость и хулиганскую Свободу. Картина, оставаясь, прекрасным «шансоном» своего времени, ярко раскрашивает размашистыми музыкальными «мазками» универсальную историю о гибели Быка и Страны – не будет хэппи энда: и время уже не то, и мы – еще не те!

С 90х прошло 29 лет – совсем дети тогда, сейчас выросшие во взрослых людей, молодые режиссёры смотрят на собственную рефлекцию всё тем же откровенным взглядом ребёнка – как он видится всё, как ему отпечатывается всё в Памяти. И то прекрасно, что переживая эту рефлексию самим и честно предлагая её зрителям, режиссёры, тем не менее, сохраняют дистанцию от сценария, помогая нам смотреть на всё с эмоциональной отстранённостью с приличного расстояния.

И если до недосягаемой планки Алексея Балабанова, положившего «Грузом 200» могильную плиту на 90е, никому из них никогда не добраться, на то он и Гений! То приблизится к его уровню вполне возможно. И Борис Акопов с успехом это сделал – вот Вам и формула «Нашего Кино»: Сергей Бодров мл. «Сёстры» + Дарья Жук «Хрусталь» + Кантемир Балагов «Теснота» + немножечко Юра Быков с «Дураком» = «БЫК» Бориса Акопова.

Спасибо нашим Родителям!

© Автор - Выборгова Наталья

Комментарии (0)