Бесплодная рефлексия, или какой "Дурак" умрёт первым - "ЗАВОД" Юрия Быкова выходит на экраны!

01 Фев 2019, 13:06
Международный Фестиваль "Свидание с Россией"

Работая в жанровом кино, Юрий не изменяет себе: из фильма в фильм его архетипический герой «дурак» действует в трудных обстоятельствах и выступает против слаженной и порочной системы.

В стране, где каждый считает себя моральным авторитетом, творить в пространстве авторского кинематографа подчас крайне сложно: поклонникам режиссёра 2017 год запомнился экспрессивным желанием Юрия покинуть профессию, а 2018-й - заявлением о необходимом перерыве по окончании съемок фильма «Сторож», которые уже завершены.

Очевидно, что запрос на самобытное высказывание у зрителя так велик, а предложение так мало, что Юрий Быков на сегодняшний день остаётся одним из самых популярных режиссёров «правды» своего времени. Но именно это положение и выдвигает к нему самые высокие требования и создаёт необходимость самого безжалостного разбора работ.

Делаем выводы о творческом самоопределении и об итогах пройденного пути: долгожданный «Завод» выходит на экраны страны.

«Очень долго думал, как назвать «Завод», - рассказывает Юрий Быков. - Всем сначала казалось, что название крайне нереспектабельное, нехлёсткое, какое-то странное. Но в итоге оно и осталось. Мне кажется, у него есть и второй смысл: завод – когда заводят человека в тупик, или доводят до напряжения, до белого каления».

Средь бела дня из «мерса» похищен местный олигарх Калугин. Неизвестные требуют за него выкуп, а отвезти деньги берётся глава личной охраны Туман. До зубов вооружённые «спецы» приезжают ночью на завод, где босса держат в заложниках. Счастливое незнание личностей заложников (в том числе и самого статусного) ситуацию не спасает: местные рабочие во главе с бывшим спецназовцем по прозвищу Седой от отсутствия зарплаты и предстоящего банкротства завода идут на отчаянный шаг. Им-то, в отличие от силовиков, уже нечего терять...

«В «Заводе» удачно получилось столкнуть два мира — Калугина (Андрей Смоляков) и Седого (Денис Шведов) — потому что мне как раз кажется, что ни то, ни другое ни здоровьем, ни нормой не является. И несчастный Туман (Владислав Абашин), у которого в жизни действительно конкретная беда, пытается найти середину. А как мы понимаем, середина в том, чтобы не идти на насилие, но и не служить цинизму и прагматизму. Та самая золотая середина, которая является основой в буддизме, насколько я эту религию понимаю. Баланс», - рассказывает Юрий Быков.

Холодные и неприветливые тона на экране, странное музыкальное заполнение кадров, грубые ошибки художника-постановщика, примитивные диалоги, ворох лобовых (а потому грубо воспринимающихся) метких наблюдений о психологии, сильно предсказуемый финал и остросоциальный вывод, в котором каждый получает то, что заслужил – «Завод» становится откровенной и циничной современной пародией на классическую «Стачку» Сергея Эйзентштейна, а Юрий Быков, вновь претендуя на титул «главного нравственника» современного кино, скатывается до, более чем, заурядного коммерческого режиссёра.

Очередной «дурак» в лице Седого, представ в образе народного мстителя, доведён до абсурда – с точки зрения жанра Юрий не совершил внутреннюю эволюцию ни на йоту - фильм застревает между жанрами, становясь набором кадров из вдохновляющих картин. Калугин против Седого, Седой против Калугина – а есть ли вообще между ними разница?! Да нет – обоим плевать и на себя, и на людей, и на окружающую реальность – вечное напоминание о том, что большой Художник всегда существует в собственном мире. При том, что в данный момент "Дураками" становятся все, и рождается новый - "Туман". Как, зачем и почему - Зритель так и не поймёт, поскольку Режиссёр такого вопроса и не задаст...

И хотя Юрий прекрасно сопереживает нашей действительности, именно «Завод» разочаровывает более всего – предсказуемый до нельзя, без смекалки и тонкости действий у героев, без правильности повествования. И вот уже самая востребованная картина режиссёра превращается в скучный и пресный боевик без намёка на интеллектуальность.

В отличие от изысканного серебренниковского «Лета», в котором российская реальность сплетена в сложнейший клубок, который ёще нужно углядеть перед тем, как распутать, быковский «Завод» превращается в островок безумного и насильственного действа и расцвета эгоизма. Почему-то не радует герой Шведова, не вызывает симпатии и сочувствия, не провоцирует на критическое мышление. Он – асоциальный одиночка с собственным пониманием свободы и правды, готовый ради этой самой «правды» использовать всех и вся. И вот как только зритель вникает в эту плохо прикрытую идеей правду главного героя - вся драматургия мгновенно рушится, как карточный домик.

А дальше остаётся только понять для себя: как же этот человек умудрился уговорить нищих бедняков на бунт и совершить ограбление, которое, не будучи идеальным, провалилось в преисподнюю – единственный, а потому печальный повод досидеть в зрительном зале, узнав в конце, что "Седой", возможно, пустит себе пулю в лоб, а "Туман" превратится вдруг в "Справедливость" и "Человечность" - плетью и обухом будет оставлять разочарование Режиссёр у Зрителя, а финалом доведёт это состояние до сжатой пружины. И вот уже проглядывается замах на "большое кино", в котором Идея настолько сложна для самого режиссёра, что этот самый финал не понятен никому... Печально, хоть и красиво снято.

«Я посмотрю, как получится «Завод». После выхода сериала «Спящие», который вызвал негативные отзывы со стороны зрителей, я понял, что очень рискнул доверием своей аудитории. И если, посмотрев мой новый фильм, она решит, что я имею право продолжать заниматься своим творчеством, буду думать, что делать дальше».

В итоге «Завод» заводит зрителей в свой тупик исчерпанного жанра и вынуждает вспомнить пословицу «цыплят по осени считают…».

Смотрите сами с 7 февраля на экранах страны.

Комментарии (0)